ACADEMY.net.ua

Академия востребованных специальностей

Реформировали, реформировали, но недореформировали

Мы живем в эпоху десятой по счету реформы российского образования.  Более трех веков в нашей стране система образования регулярно изменялась, модернизировалась, но довольных результатами этих процессов не было, наверное, никогда. Мы подготовили короткий обзор всех десяти реформ.

Начало XVIII века – первая реформа российского образования

Основные положения:
— возникла светская школа;
— была предпринята попытка создать государственную систему образования;
— разработаны основы светского обучения и воспитания.

60-70-ые годы XVIII века – вторая реформа

Основные положения:
— попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений;
— начало женского среднего образования/

Начало XIX века  – третья реформа

Основные положения:
— государство взяло образование под свой контроль, создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук;
— создан план организации единой системы образования.

Вторая половина XIX века – четвертая реформа

Основные положения:
— модернизация существующих учебных заведений;
— создание новых ступеней образования — народная начальная школа, среднее специальное и педагогическое образование, женское среднее и специальное образование;
— формирования новой правовой базы образования;
— реорганизация системы управления образованием;
— децентрализация управления образованием – передача полномочий в регионы.

1915-1916 гг. – пятая реформа

Основные положения:
— реформа всей системы  от дошкольного воспитания и начальной школы до высших учебных заведений;
— вводилась единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения (I ступень — с 1-го по 3-й класс, II ступень — с 4-го по 7-й класс);
— согласование между ступенями  учебных планов и программ;
— были подготовлены программы по 16 предметам, составленные по единым принципам:
        — углубление материала при исключении из него второстепенных знаний;
        — учет возрастных психологических особенностей учащихся;
        — сближение изучаемого в школе материала с жизнью;
        — предоставление преподавателям инициативы в распределении учебного                   материала, его дополнении и конкретизации;
        — постоянная связь преподавания с осуществлением воспитательных задач.

1917-1930 гг. – шестая реформа

Основные положения:
— утверждение в качестве доминирующей парадигмы трудовой школы;
— утверждение демократического принципа единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального статуса, имущественного положения и национальности;
— школа была провозглашена светской, независимой от церкви;
— родной язык каждого народа должен был стать основой для образования во всех типах общеобразовательных школ;
— вводилось совместное обучение лиц обоего пола.

50-ые-60-ые годы XX века – седьмая реформа

Основные положения:
— соединение обучения с производительным трудом;
— активное участие школы в окружающей общественной жизни;
— наличие производственной практики школьников;
— доминирование политехнического содержания образования.

1984 год – восьмая реформа

Основные положения:
— устанавливалось обучение детей с 6-летнего возраста;
— пересмотр  программ в плане повышения их научного уровня.

90-ые годы XX века – девятая реформа

Основные положения:
— отход от единого типа учебных заведений;
— осуществлялась разработка вариативных учебных планов;
— большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности;
— усилились демократические черты в управлении народным образованием;
— педагогам была предоставлена небывалая свобода.

2001-2020 (запланированное окончание реформы) гг. – десятая реформа

Основные положения:
— массовое закрытие сельских школ;
— информатизация системы образования;
— ввод ЕГЭ;
— ввод новой системы оплаты труда педагогов;
— школам разрешено оказывать платные услуги;
— введение ФГОС;
— введена двухуровневая система высшего образования;
— введение подушевого финансирования;
— попытка введения профессиональных стандартов;
— укрупнение (объединение) учреждений образования.

Общие черты всех реформ:

— постоянное противостояние государства и общества, то есть руководителей образованием и учительства;
— каждая реформа приводила к усилению остроты взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов»;
— реформы были «догоняющей» западные страны модернизацией;
— реформы недостаточно учитывали российский менталитет, систему ценностей народа, а следовательно, и не опирались на него.

Педсовет.org / Новости

Читайте также:

ACADEMY.net.ua © 2015. Design by idea