ACADEMY.net.ua

Академия востребованных специальностей

«Гонцы» рассказали, как работает система «охоты» за талантливыми школьниками

Февраль — сезон собирать таланты. Это время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, и когда наступает февраль, на талантливых детей начинается охота. 

 

Сами охотники называют себя «гонцами» — они ездят по регионам, наблюдают за участниками, проводят собеседования. А потом самых талантливых приглашают в учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ). 

О системе «охоты» за талантами, выстроенной 54 года назад и приносящей серьезые результаты, рассказали ТАСС преподаватели Новосибирского госуниверситета. Разработчик системы — академик Михаил Лаврентьев, основатель новосибирского Академгородка, был уверен, что будущую интеллектуальную элиту нужно готовить уже в школах. А заниматься с талантливыми детьми в последних классах должны университетские профессора, сотрудники НИИ. Принципы отбора детей не изменились до сегодняшнего дня.

Как считают «гонцы», будущий исследователь не обязательно должен быть победителем олимпиады. «Олимпиадники» — это решатели. А «исследователи» — у них несколько другой склад ума, другие интересы, —  считает Николай Яворский, директор СУНЦ НГУ. Между «олимпиадниками» и «исследовтелям»и много отличий, прежде всего в мировоззрении. Как правило, «исследователи»  доходят до регионального этапа олимпиады, но совсем не обязательно занимают там первые места. И обнаружить их можно, только глядя друг другу глаза в глаза, считатет Яворский.

Детям предлагают порешать задачи, но не такие, как на олмпиаде. На сообразительность: «Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах, не знают целых разделов физики или математики. Но это не беда, этому мы их научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться», — уверен  директор директор СУНЦ НГУ.

Отобранных «гонцми» школьников приглашают в Новосибирск, в Летнюю школу. Там и проводится окончательный отбор и стаовится очевидным, сможет ли ребенок жить в условиях интерната. Проживание в интернате обязательно — этим многократно усиливается эффект погружения в научную среду.
По словам Яворского, именно это позволяет создать особый социум, так как в обычной школе всегда есть звездочки, но их мало. А в интернате — все звезды и все мотивированы на исследования, «все энергичные, все с огнем».

Как рассказал доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ Игорь Ляпунов, каждый год таланты находятся «в какой-нибудь глухомани»: » Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики».

Педсовет.org / Новости

Читайте также:

ACADEMY.net.ua © 2015. Design by idea